Неточные совпадения
Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не
имея на то никакого
положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости?
У англичан сначала не было
положительной войны с кафрами, но между тем происходили беспрестанные стычки. Может быть, англичане успели бы в самом начале прекратить их, если б они в переговорах
имели дело со всеми или по крайней мере со многими главнейшими племенами; но они сделали ошибку, обратясь в сношениях своих к предводителям одного главного племени, Гаики.
Но роль техники двойственна: она
имеет и
положительное и отрицательное значение.
Историческая борьба России с Польшей
имела положительный смысл, и духовное своеобразие русского народа было в ней утверждено навеки.
Народ
имеет положительную религию и церковь.
Мне хотелось показать ему, что я очень знаю, что делаю, что
имею свою
положительную цель, а потому хочу
иметь положительное влияние на журнал; принявши безусловно все то, что он писал о деньгах, я требовал, во-первых, права помещать статьи свои и не свои, во-вторых, права заведовать всею иностранною частию, рекомендовать редакторов для нее, корреспондентов и проч., требовать для последних плату за помещенные статьи; это может показаться странным, но я могу уверить, что «National» и «Реформа» открыли бы огромные глаза, если б кто-нибудь из иностранцев смел спросить денег за статью.
Что сталось впоследствии с Бурмакиным, я достоверно сказать не могу. Ходили слухи, что московские друзья помогли ему определиться учителем в одну из самых дальних губернских гимназий, но куда именно — неизвестно. Конечно, отец Бурмакин
имел положительные сведения о местопребывании сына, но на все вопросы об этом он неизменно отвечал...
И это
имело положительное значение.
Бросаются в глаза ошибочные суждения Баадера: католичество не отрицает разума и протестантизм не отрицает веру, сомнение Декарта и французская революция не только разрушали, но
имели и
положительный смысл.
И нужно сказать, что попытка Маха и Авенариуса
имеет положительное значение.
Гносеологи хотят
иметь исключительно дело с фактом
положительной науки...
Великая правда этого соединения была в том, что языческое государство признало благодатную силу христианской церкви, христианская же церковь еще раньше признала словами апостола, что «начальствующий носит меч не напрасно», т. е. что власть
имеет положительную миссию в мире (независимо от ее формы).
Тот дифференцирующий процесс самосознания, которым наполнена история философии,
имел положительную миссию, он ко многому привел.
Подвиг святых отшельников и пустынножителей
имел свою
положительную историческую миссию, и значение его космическое, вселенское.
Процесс этот
имел огромное
положительное значение и создал почву для развития естествознания и техники.
В то мгновение, когда он потакал насилию своих сыновей, когда он к болезни сердечной супругов присовокуплял поругание, когда на казнь подвигался, видя сопротивление своему адскому властвованию, — тогда закон, стрегущий гражданина, был в отдаленности, и власть его тогда была неощутительна; тогда возрождался закон природы, и власть обиженного гражданина, неотъемлемая законом
положительным в обиде его, приходила в действительность; и крестьяне, убившие зверского асессора, в законе обвинения не
имеют.
Неравенством лет нарушается единый из первейших законов природы; то может ли
положительной закон быть тверд, если основания не
имеет в естественности?
Мало того, она даже юридически чрезвычайно много понимала и
имела положительное знание, если не света, то о том по крайней мере, как некоторые дела текут на свете; во-вторых, это был совершенно не тот характер, как прежде, то есть не что-то робкое, пансионски неопределенное, иногда очаровательное по своей оригинальной резвости и наивности, иногда грустное и задумчивое, удивленное, недоверчивое, плачущее и беспокойное.
Имеет ли, например, Осип Иваныч право называться столпом? Или же, напротив того, он принадлежит к числу самых злых и отъявленных отрицателей собственности, семейного союза и других основ? Бьюсь об заклад, что никакой мудрец не даст на эти вопросы сколько-нибудь
положительных ответов.
Ни
положительные, ни отрицательные элементы не выяснялись настолько, чтобы можно было сказать, какие из них
имели преобладающее значение в обществе.
Странно то, что ко мне, который
имел положительную неспособность к comme il faut, до такой степени привилось это понятие.
Вы, надеюсь, отдадите мне справедливость, что я не принадлежу к числу тех pères de comédie, [Отцов из комедии (фр.).] которые бредят одними чинами; но вы сами мне говорили, что Елене Николаевне нравятся дельные,
положительные люди: Егор Андреевич первый по своей части делец; теперь, с другой стороны, дочь моя
имеет слабость к великодушным поступкам: так знайте, что Егор Андреевич, как только достиг возможности, вы понимаете меня, возможности безбедно существовать своим жалованьем, тотчас отказался в пользу своих братьев от ежегодной суммы, которую назначал ему отец.
За столом все разместились по старшинству без особенных затруднений; только оператор врачебной управы (несколько уже выпивший) заупрямился сесть на конец стола на том основании, что будто бы ему будут доставаться плохие куски, но и это недоразумение было улажено
положительным удостоверением, что кушанья наготовлено слишком достаточно, чтобы могли
иметь место подобного рода опасения.
Сойдется, например, десять англичан, они тотчас заговорят о подводном телеграфе, о налоге на бумагу, о способе выделывать, крысьи шкуры, то есть о чем-нибудь
положительном, определенном; сойдется десять немцев, ну, тут, разумеется, Шлезвиг-Гольштейн и единство Германии явятся на сцену; десять французов сойдется, беседа неизбежно коснется"клубнички", как они там ни виляй; а сойдется десять русских, мгновенно возникает вопрос, — вы
имели случай сегодня в том убедиться, — вопрос о значении, о будущности России, да в таких общих чертах, от яиц Леды, бездоказательно, безвыходно.
Нет, оно относится к ним сочувственно, но все-таки лишь к таким жертвам, которые
имеют характер
положительный, а не отрицательный.
Даже не
имея никаких
положительных свидетельств, можно сообразить, что Петру не могло быть неизвестным подобное положение дел и что оно не могло ему нравиться.
Составлять великие, гениальные проекты задним числом вовсе не трудно для историка; но нужно, чтобы они
имели положительное, фактическое основание; а этого-то и нет в настоящем случае.
В это время он
имел положительное намерение уехать в Англию, но, по недостатку характера, не устоял на этом и передумал.
Уважал бы именно потому, что хоть лень я в состоянии
иметь в себе; хоть одно свойство было бы во мне как будто и
положительное, в котором я бы и сам был уверен.
Она никогда не
имела энергии ни пристать к
положительному порядку дел, ни стать против него; оттого на нее со всех сторон стали смотреть косо, как на что-то постороннее; оттого она сама стала убегать живых вопросов и сосредоточиваться на мертвых.
Но чистые отвлечения не
имеют возможности существовать, противоположное находит место, вкрадывается и развивается в доме врага своего; отрицание науки чревато с первого появления
положительным.
Может быть, ему принадлежат стихотворения, подписанные в «Собеседнике» Р — Д — Н; но, во всяком случае, не
имея возможности сличить их с произведениями Раздеришина, не можем сделать никакого
положительного заключения.
Он
положительными фактами и цифрами доказывал здесь, что изобретение механических ткацких станков и паровых машин, в 12 раз увеличивши промышленную производительность Великобритании,
имело, однако же, для рабочего класса одно последствие — страшное увеличение бедности.
Мы не
имеем положительных известий об этом от первых времен христианства в России; но последующее время постоянно дает нам аналогические факты, подтверждающие мысль, что так велось и с самого начала.
Справедливость требует сказать, что последняя статья: «Два слова о нашей современной одежде», при всей своей краткости и недостаточном развитии,
имеет положительное достоинство и замечательна по своей мысли.
Андашевский. Самые
положительные доказательства
имею на это. Он и прежде всегда мне завидовал, а теперь, по случаю назначения моего, сделался окончательно злейшим врагом моим.
Евгения Николаевна. Ваше дело, хотя я в то же время опять должна сказать, что про Клеопатру Сергеевну я только подозреваю, но что господин Бургмейер желает с ней сойтись, на это уж я
имею положительные и неопровержимые доказательства.
Признавая это и зная, что он сам в этом признавался, мы уже не
имеем никакого права приставать к нему с назойливым допросом: «Отчего ты не оставил никаких
положительных, вещественных, памятников своего существования; отчего ты не вступал в борьбу, отчего ты не громил пороков, не терпел страданий от своих врагов» и пр.?
Но в его переписке и биографии находятся факты, указывающие
положительные его заслуги для общества, состоящие именно в том влиянии, какое
имел он на людей, сделавшихся весьма известными в русской литературе.
На двадцать четвертом году жизни, при моей пылкой природе, слова: «Державин тебя нетерпеливо ожидает» —
имели для меня такое волшебное значение, которое в теперешнее
положительное время едва ли будет многими понято.
Шишкин задумался. Предложение
имело свою заманчивую сторону, но… как же те-то? Как же отказаться от блестящей перспективы быть заправским, серьезным деятелем «такого дела» или, по крайней мере, хоть узнать бы прежде что-нибудь
положительное: есть ли тут что или одна только мистификация.
С. 252).], между тем как религия
имеет дело с
положительной бесконечностью, с трансцендентным и абсолютным Богом, подающим нам вечную жизнь, упокояющим и спасающим от распаленного колеса «дурной бесконечности», этой бешеной, ненасытной «эволюции».
Но оно
имеет и другой смысл, не только отрицательный и рационалистический, но и
положительный или мистический.
Рассуждая же в восходящем направлении (ανιόντες), скажем, что она не есть душа, или ум, не
имеет ни фантазии, ни представления, ни слова, ни разумения; не высказывается и не мыслится; не есть число, или строй, или величина, или малость, или равенство, или неравенство, или сходство, или несходство; она не стоит и не движется, не покоится и не
имеет силы, не есть сила или свет; не живет и не есть жизнь; не сущность, не вечность и не время; не может быть доступна мышлению; не ведение, не истина; не царство и не мудрость; не единое, не единство (ένότης), не божество, не благость, не дух, как мы понимаем; не отцовство, не сыновство, вообще ничто из ведомого нам или другим сущего, не есть что-либо из не сущего или сущего, и сущее не знает ее как такового (ουδέ τα οντά γινώσκει αυτόν ή αΰθή εστίν), и она не знает сущего как такового; и она не
имеет слова (ουδέ λόγος αυτής εστίν), ни имени, ни знания; ни тьма, ни свет; ни заблуждение, ни истина; вообще не есть ни утверждение (θέσις), ни отрицание (αφαίρεσις); делая относительно нее
положительные и отрицательные высказывания (των μετ αύτη'ν θέσεις καί οίραιρε'σεις ποιούντες), мы не полагаем и не отрицаем ее самой; ибо совершенная единая причина выше всякого положения, и начало, превосходящее совершенно отрешенное от всего (абсолютное) и для всего недоступное, остается превыше всякого отрицания» (καί υπέρ πασαν αφαίρεσιν ή υπεροχή των πάντων απλώς οίπολελυμένου και έιε' κείνα των όλων) (de mystica theologia, cap.
Субстанциальное движение, которым ограничен рационализм, исходит из отрицательного prius, т. е. из не-сущего, которое
имеет двигаться к бытию; но историческая философия исходит из
положительного prius, которое не
имеет нужды только двигаться к бытию, стало быть, с совершенной свободой, не будучи вынуждаемо к тому самим собой, лишь полагает бытие»… и т. д.
Святая телесность, тело Церкви, духовно и духоносно, а потому и сущность ее никоим образом не может определяться только как не-дух, но должна
иметь и
положительное определение.
В
положительной основе своего бытия мир поглощается Богом, гаснет в лучах Его всемогущества: мир не
имеет ему самому принадлежащего бытия, ибо иначе он был бы богом или противобогом, ему принадлежит лишь восприемлющее и рождающее к обособлению ничто; но благодаря этой отрицательной основе своего существа мир и получает внебожественное, самостоятельное бытие.
Вне же этики религия, по Канту, не
имеет и не должна
иметь особого бытия: независимая от морали религиозность, непосредственное почитание Бога, связанное с
положительной религией, неизменно клеймится Кантом как «Abgötterei, Fetischmachen, Afterdienst» [Идолопоклонство, фетишизм, пережиток (нем.).] и под. (см., напр., в Die Religion innerhalb der blossen Vernunft, Reclam, 193 и passim), и лишь ограничение понимания религии рамками чистой морали предохраняет, по его мнению, теологию от превращения в «теософию или демонологию», а «религию — в теургию или идололатрию» (Kritik der Urtheilskraft, Reclam, 358) [Кант И. Соч...
Евномий не согласился, однако, с толкованием отрицательных имен Божиих у св. Василия В. и, не без некоторого основания, возражал: «Я не знаю, как чрез отрицание того, что не свойственно Богу, Он будет превосходить творения!.. Всякому разумному существу должно быть ясно, что одно существо не может превосходить другое тем, чего оно не
имеет» [Несмелов, 135.]. Вопрос о значении отрицательного богословия в его отношении к
положительному так и остался у св. Василия мало разъясненным.
Но неопределенное определяется и некоторым
положительным суждением, и как для глаза темное есть материя всякой невидимой краски, так и душа устраняет все, что подобно свету в чувственно воспринимаемых вещах, и, не
имея уже определения, подобна зрению, сохраняющемуся до известной степени и в темноте.